Чатал-Хююк – древний город без улиц
Это одно из старейших протогородских поселений, которое до сих пор удивляет своими размерами и, прежде всего, формой. Приглашаем вас в путешествие в Чатал-Хююк – древний город крыш, построенный 10 000 лет назад.
Об одном из древнейших городов в истории человечества мир узнал лишь в конце 1950-х годов. Именно тогда британские учёные под руководством Джеймса Маллеарта, проводившие раскопки в Анатолии в Турции, обнаружили остатки городской инфраструктуры VII тысячелетия до нашей эры. Последующие работы показали масштаб находки.
Чатал-Хююк – одно из старейших протогородских поселений, которое до сих пор удивляет своими размерами и, прежде всего, формой.
Предполагается, что поселение существовало примерно с 7400 г. до н.э. В нем могло проживать до 8-10 тысяч человек. Таким образом, это был крупнейший протогородской центр периода неолита. В то время в Иерихоне проживало до 2000 жителей. Стоит отметить, что в средние века польские крепости, в том числе столица Гнезно, а затем и Краков, не имели такого населения.
На заре человеческой цивилизации Чатал-Гююк был настоящим мегаполисом. Исследователи до сих пор находятся под впечатлением от формы этого необыкновенного древнего города.
Дома без окон, город без улиц.
Дома в Чатал-Хююке плотно примыкали друг к другу. У них не было ни дверей, ни окон. В них можно попасть по лестнице сверху, через крышу. И именно на крышах разворачивалась столичная жизнь этого захватывающего центра. Не было ни улиц, ни городских укреплений.
Весь город был построен из обильного строительного материала — засохшей грязи. Средний глиняный дом составлял 25 квадратных метров, так что о роскоши можно было забыть , тем более, что внутри проживало до 8 человек, а также была печь, камин и зерновой склад, представлявший собой отдельное помещение. Так что стесненные условия были обычным явлением.
Средний глиняный дом составлял 25 квадратных метров, так что о роскоши можно было забыть, тем более, что внутри проживало до 8 человек. Фото: Элелихт /CC BY-SA 3.
Вероятно, поэтому жизнь происходила снаружи – т.е. на крыше, ведь жители Чатал-Хююка гуляли по крышам, а не по улицам. Если и были «анклавы» у земли, то обычно это были остатки снесенного дома. Они представляли собой своеобразные «дворы», хотя также использовались для вывоза мусора.
Дедушка под полом
Город без улиц представлял собой что-то вроде одного большого здания. Кладбища здесь тоже не было. Это было не нужно. Умерших хоронили в собственных домах – под полом, в позе эмбриона, иногда с небольшим количеством предметов. Поэтому они постоянно «присутствовали» в пространстве, где люди жили, спали и ежедневно жили.
По мнению исследователей, факт соседства умерших и захоронений их последующих поколений (в некоторых помещениях обнаружено даже несколько десятков останков) был тем строительным блоком, который объединял сообщество, подчеркивая общность происхождения – существование многопоколенческой “семьи”.
Умерших хоронили в собственных домах – под полом, в позе эмбриона, иногда с небольшим количеством предметов. Фото: Dr._Colleen_Morgan/CC BY 2.0
Возможно, по гигиеническим или эпидемиологическим причинам (которые были известны?) под полом не было спрятано никаких разлагающихся тел – только скелеты. Ранее трупы подвергались воздействию стервятников. Птицы «очистили» их от мяса, оставив только кости.
Некоторые из погибших были похоронены вне дома – в комнатах, которые были очень важны для общества и служили убежищами. Они не отличаются ни размерами, ни входом, а лишь богатым убранством внутри. Они состояли из различных фресок – от типично декоративных до изображений животных, сцен из жизни и символических мотивов. Популярным «украшением» священных мест были большие бычьи головы с прикрепленными к ним настоящими рогами. На некоторых фресках также были изображены стервятники, летающие над телами. Эти птицы, вероятно, были символом смерти.
Первая пшеница и «богиня-мать»
Один из старейших городов мира был построен в идеальном для жизни месте. Плодородная равнина с теплым и влажным климатом давала урожай дважды в год. Кроме того, орошение обеспечивала небольшая местная река.
Именно здесь происходят самые старые из известных зерен пшеницы – им 8500 лет. Вероятно, земледельцы Чатал-Хююка в то время использовали ирригацию для орошения своих полей, как это делали позже шумеры и египтяне. Кроме того, они выращивали, среди прочего: нут, горох, чечевицу. Они собирали миндаль и разводили крупный рогатый скот, который был их основным источником мяса. Охотились на кабанов, ланей и оленей.
Жители Чатал-Хююка были великими мастерами. Изготавливали оружие и инструменты – в основном из обсидиана, а также декоративные, возможно, ритуальные предметы.
В ходе раскопок исследователи нашли большое количество человеческих фигурок, изготовленных из различных материалов. Многие из них изображали женские фигуры – часто полнотелые. На этом основании до недавнего времени считалось, что в городе крыш царит матриархат, а главным божеством является богиня-мать. Однако сегодня эта точка зрения отвергается как просто чрезмерная интерпретация.
Революция в раю
Жизнь в одном из первых доисторических городов не была богатой — дома были тесными. Форма одного большого «здания» и улиц на крышах не позволяла изменить условия жизни. Когда дом был разрушен, на его месте построили такой же. Более масштабная реконструкция потребует перестройки целого блока соединенных квартир.
Однако этот «город» и эта община существовали около 2000 лет, и одной из связей этой группы были постройки с умершими под полом. Исследования ученых показывают, что разрушение того мира было вызвано не завоеванием, а, скорее всего, вырождением сообщества, проявляющимся в попытке нарушить существующие правила, противодействии традициям и, возможно, верованиям.
Разрушение того мира было вызвано не завоеванием, а, скорее всего, вырождением сообщества, проявляющимся в попытке нарушить существующие правила, противостоянии традициям и, возможно, верованиям. фото: Омар Хофтун/CC BY-SA 3.0
Исследователи обнаружили, что в последний период существования Чатал-Гююка здесь также строились отдельно дома и предпринимались попытки разметки улиц. Здания украшались не только внутри, как раньше, но и снаружи. Это следы какой-то революции или переворота, произошедшего там? Есть много указаний на это.
Изменение традиционных моделей поведения предшествовало упадку этого сообщества. Однако не исключено, что революция и распад этой культуры были спровоцированы естественными изменениями, в том числе: засуха, вызванная быстрым таянием ледников и выбросом огромного количества пресной воды в Атлантику. Это произошло примерно 8,2 тысячи лет назад. Результатом стало похолодание климата и засухи.
Исследования костей жителей поселения показали изменения в рационе питания в это время. Жители Чатал-Хююка больше перешли на разведение овец и коз, которые были более терпимы к нехватке воды. В то же время традиционные здания рухнули. На месте жилых «кластеров» стали появляться отдельные дома. Миграции в поисках лучших условий жизни усилились.
Все эти факторы, а также прекращение культивирования традиций, которые скрепляли общину, привели к ее упадку.